В данной теме я бы хотел осветить личный взгляд на перечень задач, вопросов и возможные пути их решения при проектировании ракет-носителей (РН), её изготовлении, испытании и эксплуатации. Буду рад любым конструктивным замечаниям, способным развеять мои заблуждения в нижеизложенном.
Как мне вспоминается, еще с ВУЗовской скамьи, нас учили: для решения любого технической задачи нужно, для начала, определится с исходными данными. Эти данные, как правило, лучше всего оформлять в виде техничеcкого задания. Первоочередные пункты мне кажутся следующими:
- каковы максимальные объем и масса Полезного груза;
- каковы диапазоны орбит и наклонений;
- допустимое время подготовки к пуску;
- оценка надежности РН в целом и отдельных её элементов в частности;
- оценка безопасности всех систем: изготовления, транспортирования, подготовки и пуска РН и КА, комплекса наземных средств наблюдения за полетом и пр. вспомогательных задач.
Итак по пунктно:
- массу КА я оцениваю как 600...700 кг (учитывая самого космонавта). По ряду источников массу непосредственно системы обеспечения жизнедеятельности (СОЖД) можно было бы оценить в 50 кг + запасы расходных веществ (4...10 кг/сут); Т.е. если мы желаем задержаться на недельку масса СОЖД составит 80...120 кг/чел. Более подробно о принципах построения СОЖД можно прочитать в ВН Серебряков "Основы проектирования СЖО экипажей космических ЛА". Примем массу космонавта в скафандре ~150 кг. Итога на БЭЦВМ, СУ саму конструкцию герметичной капсулы остается 330...470 кг. Я считаю этого более чем достаточно для гермообъема 1,5...2 м^3.
- пуск если, как уже ранее обсуждалось на старом форуме, проводить с акватории нейтральных вод, то лучше это делать с экватора. Высота орбиты по вполне понятным причинам 230...300 км от поверхности Земли.
- на максимальное время подготовки к пуску на мой взгляд больше влияет выбор конструктивных элементов и компонентов топлива. Поэтому это вопрос всплывет на следующем этапе проектирования.
На мой взгляд следовало бы опробовать топливную пару аммиак-кислород. Физические свойства аммиака как хладагента хорошо известны. С экологической точки зрения всё выглядит (по крайней мере на первый взгляд) вообще отлично.
Если принимать массу ПГ 600 кг то общую массу РКС можно ожидать 30...40 т, что тоже является вполне реальной и достижимой для любительского уровня цифрой. Общая схема компоновки наиболее оптимальная это пакет 1 ст (центральный блок) + 2 ст (2 боковых блока) + ускорители (2...4 блока) + собственная ДУ КА (перегрузки до 5 g).
Отредактировано Dieng (2006-05-10 12:18:21)