Народный космос-Z

Объявление

ВНИМАНИЕ.

Гости могут оставлять сообщения только на форуме "Поговорим".

Экскосмиты могут оставлять сообщения только в "РУГАТЬСЯ - СЮДА" и на собственном форуме, если таковой имеется.

ПОРТАЛ.

Освоение космоса.

Форум Космопорта--astrotema--Космодром "Плесецк"--"НОВОСТИ КОСМОНАВТИКИ"--ОБЩЕПЛАНЕТАРНЫЙ ФОРУМ им. Королёва.Академия космоса и космонавтики--Owalon--Путешествие в космос--Сайт "Знания-сила "

Астрономия.

Астрофорум--Y-Astro

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Народный космос-Z » Все о космонавтике » Словарь космонавтики (В).


Словарь космонавтики (В).

Сообщений 1 страница 16 из 16

1

BAО - высотная астрофизическая обсерватория.
     27 июля 1963 г. С.П.Королев согласовал техническое задание на разработку новой серии академических ракет Р-5Б, предназначенных, главным образом, для проведения научных исследований по программе высотной астрофизической обсерватории (ВАО), откуда появился и их индекс Р-5 ВАО.
Чтобы обеспечить нормальное функционирование аппаратуры ВАО и выполнение научных задач по изучению Солнца и галактических объектов, необходим был пуск ракеты по траектории, близкой к вертикальной, и стабилизация ракеты на пассивном участке.
     Ракета Р-5В запускалась в 1964-1975 гг. При запусках исследовалась аэродинамика и теплообмен на модели, соответствующей по геометрической форме спускаемому аппарату пилотируемого корабля типа 7К, а также исследования по программе "Вертикаль". Всего было выполнено 10 пусков, из которых 2 было аварийных.
Ракетный комплекс Р-5 (8А62)

2

ВБК - возвращаемая баллистическая капсула.
Возвращаемая баллистическая капсула
     В связи с непрерывным ростом объёма научно-технических исследований на орбитальных станциях типа "Салют" и "Мир" возникла проблема оперативного возвращения на Землю материалов с результатами исследований.
     Выведение и возвращение капсулы планировалось с помощью грузовых кораблей "Прогресс М", для чего капсула разъединялась на две части и размещалась в грузовом отсеке ГК, экипаж станции перед отстыковкой ГК закладывал внутрь капсулы материалы с результатами исследований, соединял обе части капсулы вместе и закреплял её на фланце люка стыковочного агрегата корабля и проверял готовность её систем к выполнению операций для возвращения на Землю, после расстыковки со станцией на грузовой корабль выдавал тормозной импульс, капсула перед входом в плотные слои атмосферы выталкивалась из грузового отсека пружинным механизмом, входила в плотные слои атмосферы, осуществляла баллистический спуск, затем спуск и посадку на парашюте, с высоты 11000...17000 м.
     Возвращаемая баллистическая капсула имела массу 350 кг, в том числе массу возвращаемого груза до 150 кг, длину 1470 и максимальный диаметр 780 мм, точность приземления вдоль по трассе ╠ 125 км и боковой разброс ╠ 15 км и скорость спуска на парашюте 8 м/с.
Космические грузовые корабли

3

ВВК - вихревой вакуумный компрессор.

4

ВВР - водородно-водяной реактор.

5

ВДУ - вспомогательная двигательная установка.
Исследования основных проектных параметров, применительно к изложенной баллистической схеме, показали, что при увеличении конечной массы второй ступени за счет установки аэродинамических элементов посадки, при сохранении в качестве первой ступени четырех блоков А "Энергии", оптимизация соотношения масс ступеней достигается при уменьшении заправляемого во второй ступени топлива на 220 т по сравнению с запасом топлива блока Ц "Энергия". Одновременно с этим требуется снижение суммарной тяги двигателей второй ступени; в связи с чем для крылатой ступени оставляется три двигателя вместо четырех. На второй ступени устанавливается вспомогательная двигательная установка для довыведения ее на опорную орбиту на участке выведения, последующего спуска с орбиты, управления и стабилизации на пассивных участках полета.
Буран

6

ВДУ - выносная двигательная установка.
По мере построения комплекса (последовательного присоединения к нему модулей "Квант", "Квант-2", "Кристалл", "Спектр", "Природа" и стыковочного отсека) значительно изменились его инерционно-массовые характеристики. ОК "Мир" стал значительно "тяжелее" и "неповоротливее". Особенно острой стала проблема управления ориентацией ОК по каналу крена из-за того, что двигатели, обеспечивающие эту ориентацию, расположены на относительно малом расстоянии от оси, проходящей через центр масс комплекса (это расстояние ограничено диаметром базового блока). В результате этого на управление "Миром" по крену необходимо было затрачивать довольно много топлива. Это повлекло за собой необходимость многократных дозаправок, соответственно частых запусков транспортных кораблей и, как следствие, значительных финансовых затрат.
В результате родилась идея выносной двигательной установки (ВДУ). Решение выглядит логически простым, но одновременно технически нестандартным. Двигатели управления по крену размещались как можно дальше от центра масс комплекса. Увеличение плеча минимизировало потребные импульсы на управление и, соответственно, расход топлива. Через несколько лет на орбиту с помощью транспортного грузового корабля была доставлена первая двигательная установка.
ВДУ представляет собой достаточно небольшой и компактный блок. Ее дозаправка не предполагается, на орбиту доставляется в заправленном состоянии и после израсходования топлива заменяется новой. Такая операция была проведена в 1998 г., когда отработавшая свое ВДУ была демонтирована и просто отброшена космонавтами от комплекса. На ее место была установлена новая ВДУ, доставленная на борт "Мира" очередным грузовиком.
ДВИГАТЕЛИ КОМПЛЕКСА "МИР"

7

ВИС - вакуумно-испытательная станция.

8

ВК - верхний конус блока.

9

ВК - возвращаемый корабль.
Работы по проекту Aurora были начаты Европейским космическим агентством (ЕКА) в 2002 году. Он предусматривает создание европейского корабля, способного возвращаться из космоса на Землю. Такой корабль должен обеспечить реализацию долгосрочной европейской программы пилотируемых полетов на Луну, Марс и дальше, которая рассчитана на 30 лет.

Понятно, что основная техническая проблема для такого корабля - это проход через плотные слои атмосферы Земли при возвращении из космоса. Руководство ЕКА рассматривает сейчас два проекта возвращаемых кораблей многоразового использования, которые предложен европейским консорциумом аэрокосмических компаний CNES.

Первый их них называется Pre-X. Его первый полет запланирован на 2008 г. Этот корабль должен продемонстрировать вход в атмосферу по скользящей траектории. Соответственно тепловая защита такого корабля будет иметь свои особенности. Второй аппарат называется Expert. Он будет входить в атмосферу по баллистической траектории. Поэтому его разработчикам придется решать другие проблемы с теплозащитой и аэродинамикой полета. Первый запуск аппарата Expert запланирован на 2007 год.
Космические новости

10

ВКС - воздушно-космический самолет.
Проект воздушно-космического самолета "лег под сукно"...
Сохранившиеся конструкторские эскизы и фотографии масштабной модели ВКС позволяют получить общее представление о проекте.
Судя по фотографиям, ВКС НПО "Энергия" представлял собой бесхвостку-низкоплан длиной около 67 м, оснащенный крылом переменной стреловидности по передней кромке (развитый наплыв и консоль с углом стреловидности 45º) с размахом 23 (32?) м, удлинением 2,1 и площадью 480 м2. При длине средней аэродинамической хорды (САХ) профиль крыла имел относительную толщину 5% по всему размаху. Самолет имел интегральную компоновку в части сочленения крыла и "сплющенного" фюзеляжа шириной 8,2 м. Площадь поперечного сечения (миделя) фюзеляжа (без крыла и двигателей) была 59 м2, что составляло 8% от его омываемой площади. Комбинированная многорежимная силовая установка состояла из шести воздушно-реактивных двигателей изменяемого цикла (ВРД ДИЦ), работающих как турбореактивные двигатели (ТРД) на скоростях до М=3 и как прямоточные (ПВРД) на гиперзвуковых скоростях. ВРД размещались в единой подфюзеляжной мотогондоле с отдельным регулируемым воздухозаборником для каждого двигателя. При достижении скоростей и высот, на которых ВРД ДИЦ становились неэффективны, включались маршевые кислородно-водородные ЖРД, которые и осуществляли вывод ВКС на низкую околоземную орбиту.
РАКС

11

ВРД - воздушно-реактивный двигатель.

ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (ВРД) реактивный двигатель, использующий для сжатия горючего кислород атмосферного воздуха. По способу сжатия воздуха различают турбокомпрессорный (ТРД), пульсирующий (ПуВРД) и прямоточный (ПВРД) двигатели.

Интернет-энциклопедия

Воздушно-реактивный двигатель (ВРД) — реактивный двигатель, в котором рабочее тело образуется посредством сжигания с использованием в качестве окислителя кислорода, содержащегося в атмосферном воздухе. Сила тяги возникает в результате истечения рабочих газов из реактивного сопла. Для получения большой скорости истечения газов из сопла воздух, поступающий в камеру сгорания ВРД, подвергается сжатию. ВРД используются для приведения в движения воздушных летательных аппаратов, таких как самолёты, вертолёты, крылатые ракеты.
...
В прямоточном ВРД (ПВРД) воздух сжимается за счёт кинетической энергии набегающего потока воздуха. При скоростях полёта ниже половины скорости звука повышение давления воздуха в диффузоре незначительно, поэтому получаемая сила тяги мала, а при нулевой скорости полностью отсутствуют. Поэтому для выхода на рабочие скорости (М>0,5, где М — число Маха), используются дополнительные ускорители.

Википедия

12

ГЛУШКО Валентин Петрович
ГЛУШКО Валентин Петрович (1908-89 года), основоположник отечественного жидкостного ракетного двигателестроения, один из пионеров ракетной техники, академик АН СССР (1958 г.), дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1961 г.). Конструктор первого в мире электротермического ракетного двигателя (1929-33 года), первых отечественных жидкостных ракетных двигателей (1930-31 года). Под руководством Глушко созданы жидкостные ракетные двигатели, установленные на многих отечественных космических ракетах. Ленинская премия (1957 г.), Государственная премия СССР (1967, 1984 г.).
Интернет-энциклопедия

13

ГБ - головной блок.
Основные этапы полета КА "Венера-Экспресс"

Вывод ракетой-носителем "Союз-ФГ" головного блока (ГБ), состоящего из КА "Венера-Экспресс" и РБ "Фрегат", на незамкнутую (баллистическую) траекторию.

ывод ГБ на парковочную орбиту с помощью маршевого двигателя РБ "Фрегат".

Пассивная фаза на парковочной орбите.

Вывод ГБ на орбиту отделения вторым включением маршевого двигателя РБ "Фрегат".

Стабилизация ГБ в положении на момент выключения маршевого двигателя РБ "Фрегат" и отделение КА "Венера-Экспресс".

Венера-Экспресс

14

ГКБ - Головное конструкторское бюро.
ГКП - Головной командный пункт.
ГО - грузовой отсек.
Грузовой отсек "Прогресса" представляет собой шар, в котором научная аппаратура и другие тяжелые грузы закреплены на кронштейнах, а легкие - на ремнях, пояснил Лындин.
Известия науки

15

ГСО - Геостациона́рная орби́та.
Геостациона́рная орби́та — круговая орбита, расположенная над экватором Земли (0º широты), находясь на которой, искусственный спутник обращается вокруг планеты с угловой скоростью, равной угловой скорости вращения Земли вокруг оси, и постоянно находится над одной и той же точкой на земной поверхности. Геостационарная орбита является разновидностью геосинхронной орбиты и используется для размещения искусственных спутников (коммуникационных, телетрансляционных и т. п.)

Википедия

16

ГЦП - Государственный центральный полигон.
ГЧ - головная часть.
На Байконуре активно идет подготовка к запуску канадского телекоммуникационного спутника Anik-F3. 28 марта 2007 года на космодроме начались операции по сборке головной части ракеты космического назначения «Протон-М».

Согласно графику работ по программе Anik-F3, сегодня в монтажно-испытательном корпусе (МИК) 92А-50 специалисты ГКНПЦ им. М.В. Хруничева (разработчик и изготовитель РН «Протон») и EADS Astrium (изготовитель КА Anik F3) приступили к электрической и механической стыковке космического аппарата Anik F3 с переходной системой (ПС) и разгонным блоком (РБ) «Бриз-М».

После завершения работ сборку «КА + ПС+ РБ» переведут в горизонтальное положение для подготовки к накатке и монтажу головного обтекателя, последующим электрическим проверкам и заключительным операциям с КГЧ.

До начала работ с головной частью ракеты, специалисты компании Astrium успешно завершили автономные проверки космического аппарата и его заправку компонентами топлива. Российский персонал во главе со специалистами Космического центра им. М.В.Хруничева провел серию автономных проверок и испытаний РБ «Бриз-М», а также заправку баков высокого давления и шаробаллонов разгонного блока.

Операции с КГЧ продлятся несколько дней. Затем начнется подготовка к последующей сборке КГЧ с ракетой – носителем «Протон-М».

CyberSecurity


Вы здесь » Народный космос-Z » Все о космонавтике » Словарь космонавтики (В).